действует пушкинская карта
А. Адан
Балет в 2 действиях
Либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне
Продолжительность – 2 часа 15 минут
Балет поставлен – Ж. Перро, Ж. Коралли и М. Петипа
Хореограф-постановщик новой редакции – народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, Герой труда Кубани, академик Юрий Григорович
Художник – народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, академик Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик – заслуженный артист РСФСР Александр Лавренюк
Дирижёр – засуженный артист Республики Башкортостан Раушан Якупов
Художник по свету — заслуженный работник культуры Краснодарского края Алексей Перевалов
Ассистент хореографа — заслуженный артист России Олег Рачковский
Балетмейстер-репетитор —заслуженный работник культуры России Ольга Васюченко
Действующие лица:
Жизель
Граф Альберт
Ганс, лесничий
Батильда, невеста Альберта
Берта, мать Жизели
Вильфрид, оруженосец графа
Герцог, отец Батильды
Мирта, повелительница виллис
Две виллисы
Подруги Жизели
Крестьянки, крестьяне, свита герцога, виллисы
В спектакле занят симфонический оркестр Музыкального театра
Действие I
Граф Альберт влюблен в крестьянскую девушку Жизель. Чтобы не выдать себя, он одет в простое платье, и она принимает его за крестьянина.
У Жизели есть поклонник — лесничий Ганс. Он пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдает себя. Но Жизель не хочет его слушать. Оставшись один, Ганс проникает в охотничий домик и похищает шпагу Альберта с графским гербом.
Звуки рога возвещают о приближении охотников. Среди них герцог и его дочь Батильда — невеста графа. Они остановились отдохнуть в деревне. Невеста графа очарована наивностью и красотой Жизели и дарит ей ожерелье.
Когда охотники уходят, крестьяне начинают свой праздник — День Урожая. В разгар веселья появляется Ганс. При всех он обвиняет Альберта во лжи и в доказательство показывает шпагу графа. Жизель не хочет верить случившемуся. Тогда Ганс трубит в рог, вызывая охотников, и появляется герцог с Батильдой. Перед смущенным графом предстает его невеста.
Жизель, потрясенная обманом возлюбленного, теряет рассудок и умирает.
Действие II
Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы. Они замечают Ганса, пришедшего к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат лесничего в призрачном хороводе, пока он не падает бездыханным на землю.
Но и граф Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу.
Виллисы тотчас окружают его. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, ее бессмертная самоотверженная любовь защищает и спасает Альберта от гнева виллис.
С первыми лучами восходящего солнца исчезают призраки-виллисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но Жизель всегда будет жить в памяти Альберта — вечное сожаление о потерянной любви — любви, которая сильнее смерти.
О балете:
В основу балета «Жизель» положена старинная поэтическая легенда о виллисах — невестах, умерших до свадьбы. В полночь, рассказывает легенда, виллисы выходят из своих могил и танцуют, словно стремясь продлить свои девичьи пляски и игры, которые так жестоко прервала смерть. Горе путнику, который встретится им, — одержимые мстительным чувством, виллисы вовлекают его в свой хоровод и до изнеможения кружат в танцах, пока он не упадет замертво.
Тема этой легенды послужила основой для либретто балета «Жизель», сочиненного Т. Готье и Ж. Сен-Жоржем.